В мире людей не существует ничего идеального. Тем более не может быть идеального состояния у подержанного автомобиля. Во время эксплуатации машина окружена потенциальными угрозами, многие узлы, механизмы и части подвержены естественному износу. Об этом необходимо помнить перед осмотром и максимально определить круг имеющихся проблем, среди которых самые распространенные:
• скрученный пробег
• последствия аварии
• проблемы с документами.
Соответственно, для того, чтобы не прогадать с покупкой, нужно оценить реальный пробег, определить, не была ли изменена геометрия кузова, нет ли у авто проблем юридического характера. Все это желательно осуществить без привлечения дорогостоящих экспертов. Просматриваемых вариантов может быть так много, что расходы на специалистов будут зашкаливать. К основательной проверке нужно прибегать лишь в тех случаях, когда при беглом самостоятельном осмотре проблем выявлено не было. Итак, как же оценить предполагаемую покупку без привлечения специалистов и техники. Наша задача – отсеять заведомо неподходящие варианты.
Перед тем как звонить продавцу, желательно иметь представление о данной модели. Ориентироваться в комплектациях, в зависимости от них цена может сильно меняться. И не только цена. Автомобили, в некоторых комплектациях продаются с трудом, так как рассчитаны на узкий круг потребителей.
Во время звонка нужно уточнить не указанные в объявлении моменты. Торговаться по телефону, не увидев машину, скорее всего, не имеет смысла. Как правило, цена берется с учетом рынка, но с возможностью торга. Далеко не всегда продавец сразу «раскроет карты». На осмотр лучше всего взять с собой кого-нибудь. Одного. Хорошо, если это будет девушка. Продавцы мужчины лояльно относятся к «неудобным» вопросам от них. Только не надо ехать толпой. Аферисты к такому развитию событий готовы, а вот с добропорядочным продавцом конструктивного разговора может не получиться.
По поводу внешнего осмотра автомобиля уже так много сказано, что подробно расписывать смысла нет. Вот лишь некоторые важные моменты.
Для того чтобы оценить реальный пробег бывает достаточно внимательно осмотреть место водителя, в частности элементы управления. Речь идет о педалях, рычаге КПП и руле. Чем дольше эксплуатируется автомобиль, тем больше они будут потертыми. Если одометр показывает небольшой пробег, а все эти места вытерты до блеска или вообще до дыр, значит, прибор врет, его попросту скрутили.
Автомобиль, побывавший в серьезном ДТП, выдают изменения в геометрии кузова. Об этом может свидетельствовать неравномерный размер зазоров между кузовными панелями. Нужно также тщательно осмотреть верхнюю часть лобового стекла со стороны салона, там не должно быть следов потеков. Дело в том, что если кузов был серьезно деформирован, довольно сложно установить лобовое стекло полностью герметично. В результате во время дождя по верхней кромке в салон может проникать вода. Осмотрите колесные диски на предмет повреждений. Если они сильно повреждены, то ни о какой аккуратной эксплуатации речи быть не может. Любителей погонять выдают множественные сколы в передней части автомобиля.
Осматривать автомобиль лучше в людном месте, при естественном освещении. Лучше всего это делать в солнечный день. Тогда и видно лучше, и настроение у участников позитивное. А вот в дождь осмотр лучше отложить. Обильные капли на кузове, сильно затрудняют визуальную оценку его состояния, да и вообще, сложно сконцентрироваться на чем-то, кроме льющейся воды. Желательно, чтоб к вашему приезду, двигатель автомобиля был «холодный». Заводим и внимательно слушаем. Изношенные компенсаторы и подшипники, тогда «раскрываются» стуками, завываниями. Компенсаторы, сразу после начала работы двигателя, могут постукивать, но не сильно и кратковременно, не более минуты. Все остальное – сигнал износа.
Зачастую, к вашему приезду, двигатель уже прогрет до рабочей температуры. Тогда заводим его и не глушим до конца осмотра. Многие проблемы с двигателем все равно проявят себя.
Что касается документов на подержанный автомобиль, то самое первое, что нужно сделать, это сличить номер кузова с тем, который указан в документах. Они однозначно должны совпадать.
Хорошо когда есть чеки и счета на замененные детали и агрегаты, но главное – ПТС (паспорт транспортного средства). Желательно чтоб он был «оригинальным». Другими словами, должны совпадать год выпуска автомобиля и выдачи документа. Бывает, что авто было выпущено в конце года, тогда ПТС может быть «датирован» следующим. В этом случае смотрим на месяц выдачи. Не позже марта. Но это возможно на автомобилях, выпущенных за рубежом. В авто, собранных в России, года совпадают всегда. Но если даты разнятся на год и более – повод насторожиться. Особое внимание пометке «дубликат» на полях. Владелец, конечно, мог потерять или случайно испортить «оригинальный» ПТС, но вполне законно, мог получить взамен находящегося в залоге у банка. Например, продажа «кредитного» автомобиля. ПТС у таких машин находится у банка, выдавшего кредит. Фактический владелец просто получает дубликат паспорта в ГИБДД, в котором должна быть указана причина замены. Отчуждение данных автомобилей происходит при участии кредитора. Другие способы незаконны. Некоторые банки оставляют ПТС на руках у фактического владельца, но это не дает ему право продавать авто самому. Либо, полностью рассчитавшись с банком, либо, при участии кредитной организации. Некоторое представление об истории автомобиля можно узнать на портале «Автокод», за исключением так называемых «кредитных». Банкиры неохотно выдают такую информацию. Только по официальному запросу в рамках уголовного дела. Однако, информация об ограничениях, наложенных по решению суда, вполне доступна. Здесь могут быть нюансы. Чаще всего автомобиль описывают по решению суда в счет погашения абсолютно любого долга его владельца. Это могут быть и просроченные коммунальные платежи, и невыплата алиментов, и что угодно еще. В этой ситуации владелец авто может договориться о том, чтобы с арестом имущества немного повременили. Получается, что продает он машину абсолютно законно. Сразу же после продажи, но до переоформления на нее накладывается арест. Так что, покупая машину с дубликатом ПТС, нужно отдавать себе отчет, что велик риск окунуться в «увлекательный мир» Российской юриспруденции. Судебная перспектива признания вас добросовестным приобретателем велика, но потребует массу нервов, средств и времени.