В широком смысле, под понятием деловая репутация мы понимаем мнение общества о профессиональной деятельности юридического (или физического) лица. Но по сути, речь идет о доверии, за которое ожесточенно борются все участники рынка товаров и услуг. Ведь если ваша деловая репутация положительная, значит вам будут доверять клиенты, охотно приобретая ваш продукт. И наоборот - никто не хочет сотрудничать с предпринимателями или организациями, которые имеют отрицательную репутацию.
Однако, отрицательное мнение о профессиональной деятельности не всегда отвечает действительности. Нередко конкуренты умышленно распространяют факты и сведения, порочащие «доброе имя» более успешных предпринимателей и компаний. Выход из этой ситуации только один – защита деловой репутации – правовая процедура, предполагающая опровержение порочащей информации, а также возмещение связанных с ее распространением убытков или морального вреда.
Кто имеет право на защиту деловой репутации и как его отстоять?
Согласно ст. 152 ГК РФ, все юридические и физические лица имеют право на защиту своей деловой репутации. Но воспользоваться им можно лишь в том случае, когда мы одновременно имеем дело с тремя обстоятельствами:
- Информация получила публичное распространение.
- Опубликованные (озвученные) факты и сведения не отвечает действительности.
- Распространенная информация порочит деловую репутацию.
На первый взгляд может показаться, что восстановить свое «доброе имя» очень просто: столкнулся с нелицеприятными высказываниями о своей деятельности в Интернете, газете, журнале или в процессе публичного выступления – значит можешь смело подавать иск о защите деловой репутации, требуя опровержения информации и возмещения убытков. Однако на практике, это очень непростая с юридической точки зрения процедура.
Защита деловой репутации юридического лица, индивидуального предпринимателя или обычного гражданина возможна только в том случае, если удастся доказать, что:
- мы имеем дело с распространением конкретных фактов и сведений, которые можно проверить на соответствие действительности, а не с субъективными оценочными суждениями, критикой или личным мнением автора публикации, которые невозможно проверить и согласно ст. 29 Конституции РФ они не являются противозаконными;
- факты и сведения являются недостоверными и были озвучены (опубликованы) в утвердительной, а не вопросительной форме;
- факты и сведения действительно являются порочащими, относятся именно к вам, а не к аналогичной компании или деятельности, и нанесли конкретный урон деловой репутации.
Кроме того, нужно быть готовым к тому, что установить, заинтересованное в распространении порочащей информации лицо, не всегда возможно. Ведь она может быть опубликована в сети Интернет в виде анонимного отзыва или записи в гостевой книге. Нередко подобные публикации являются заведомо ложными и согласно ст. 128.1 УК РФ квалифицируются как клевета.
Как подготовиться к судебной защите деловой репутации и выиграть дело в суде?
В век современных технологий любая порочащая информация может мгновенно удалятся из сети Интернет и доказать факт ее обнародования будет очень сложно (с публикациями в печатных изданиях дело обстоит проще). Поэтому защита деловой репутации ООО или предпринимателя начинается с фиксации факта распространения порочащей информации – делать это нужно не самостоятельно, с помощью скриншотов и фотографий, а заручившись поддержкой адвоката.
Далее необходимо подготовить (собрать) доказательства, подтверждающие тот факт, что обнародованная информация нанесла реальный ущерб деловой репутации – т.е. стала причиной отказа от сотрудничества с вашей компанией. В качестве доказательства подойдет письменный отказ вашего контрагента от подписания договора или заключения сделки, вследствие ознакомления с порочащей информацией.
Следующий этап – нужно составить иск о защите деловой репутации, посредством которого вы в праве требовать:
- опровержения, опубликованных (озвученных) фактов и сведений;
- удаления порочащей деловую репутацию информации из публичного доступа;
- публикации собственного ответа на факты и сведения, которые не отвечают действительности;
- компенсации морального вреда (актуально для физических лиц);
- возмещения убытков, причиненных в результате распространения информации (актуально для юридических лиц).
Важно понимать! Защита деловой репутации юридического лица, ИП или обычного гражданина успешна только в том случае, если удалось доказать причинно-следственную связь между фактом распространения информации и нанесенным уроном вашей деятельности. Справиться с этой задачей способен только опытный адвокат по защите деловой репутации в Москве (по месту регистрации ответчика или истца). Поэтому не теряйте времени зря, а звоните!